«Музыкальная композиция Кайи Саариахо: новации и традиции»

 

shaplok-g-a

Схаплок Галина Андреевна,

кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры № 45 (теории и истории музыки) ВИ(ВД)ВУ

Кайя Саариахо – финский композитор с мировым именем, чье наследие охватывает разнообразную, многогранную картину жанров, в которой занимают свое место камерная и симфоническая музыка, оперы, оратория, балет, электроакустические и смешанные сочинения. Саариахо – одна из самых исполняемых и почитаемых композиторов в сфере академической музыки последнего десятилетия. По словам американского критика Стефана Рота, она – центральная фигура современной музыкальной жизни, о чем свидетельствуют многочисленные международные награды, премии (Грэмми за оперу «Далекая любовь» 2011, Polar Music Prize[1], 2013), постоянные публикации в прессе, анонсы концертов на ведущих музыкальных площадках Европы и Америки и появляющиеся фундаментальные исследования о ее творчестве.

Она родилась в 1952 году в Хельсинки; с раннего детства ее влекло желание сочинять музыку, она играла на нескольких музыкальных инструментах. Параллельно музыкальным занятиям она обучалась изобразительному искусству. В 1972 году Саариахо была принята в академию Изящных Искусств, где профессионально занималась живописью, рисунком и графикой, что сильно повлияло на формирование ее удивительного дара синестетического восприятия мира. Однако довольно быстро Саариахо оставила путь художника, чтобы сконцентрироваться на написании музыки; так, она оказалась в Академии им. Сибелиуса в классе композитора-авангардиста Пааво Хейнинена. Под его руководством она осваивала современные методы музыкальной композиции – серийную, додекафонную техники, а также контрапунктическое письмо.

kajya-saariaho

Интерес Саариахо к техническим инновациям в области инструментальной и компьютерной музыки привел ее во Францию в 1982 году, на стажировку в институт IRCAM. Эта страна стала для нее второй родиной. Во Франции Саариахо ближе знакомится со спектральной музыкой, которую впервые услышала на летних курсах в Дармштадте у французских композиторов Жерара Гризе и Тристана Мюрая, основоположников спектрального направления. Ее очень увлекли спектральные методы сочинения, основанные, как известно, на анализе и обработке акустических свойств отдельного звука и использовании этих данных в качестве гармонического материала для музыкальной композиции. В этом направлении Саариахо активно работала в 80–90-е годы ХХ века. В недрах института IRCAM она исследовала различные способы получения первоначального звука, из которого выстраивала свои композиции: например, это мог быть звук, произведенный на компьютере (в таких пьесах, как «К белому» или «Тайный сад 1»), либо записанный звук (пьесы «Натюрморт», «Тайный сад 2»), либо обычный акустический звук – инструментальный, вокальный, шумовой, дополненный, как правило, какими-то эффектами: компьютерной реверберацией, гармонизацией, эхо и прочими. Таким образом, Саариахо постепенно отходит от тех традиционных инструментальных средств сочинения, которые можно легко себе представить.

kajya-saariaho-v-institute-ircam

Компьютерный синтез, который использует Саариахо, напрямую связан с ее вниманием к тембру как основополагающему фактору в композиторском письме. Тембровая окраска звука, иными словами обертоновый спектр, составляющий конкретный звук – это точка отсчета для современного развития микротоновой и спектральной музыки. Новаторской разработкой Саариахо в отношении тембровой организации выступает ее концепция тембральной оси звук/шум, которую она подробно излагает в своей статье «Тембр и гармония: интерполяции тембровых структур».

risunok-1

Синус тон

 

Натуральные флажолеты на флейте и струнных; птичье пение Гармонический спектр

 

избыточное давление смычка; дыхание/ шепот на флейте Белый шум
негармонические звуки (колокола, мультифоники на духовых и струнных, и т.п.)

 

Рисунок 1 — Тембральная ось Кайи Саариахо. Рисунок взят из статьи К. Саариахо «Тембр и гармония: интерполяции тембровых структур».

Из представленной на рисунке оси видно, что тембр выступает как результат взаимодействия между ясными, чистыми звуками (консонансом) и шумовыми звуками (диссонансом). То есть данная ось в некотором смысле может замещать собой традиционные понятия консонанса/диссонанса вне тональности.

Сочетание компьютерных технологий с возможностями живых инструментов позволило Саариахо создавать сложные фактуры в сочинениях, где наравне с более привычными инструментальными тембрами можно услышать неожиданный пугающий визг или жуткий скрежет, таинственное шелестение и преследующий шепот. Ее камерно-инструментальная музыка, в частности с солирующей виолончелью и флейтой изобилует разнообразными приемами исполнительства. Такие сочинения, как «Семь бабочек» и «Вблизи» для виолончели, «Лаконизм крыла» и «Ноа-Ноа» для флейты, струнный квартет «Нимфея» и многие другие расширили традиционное инструментальное звучание и открыли музыкальные миры поразительной оригинальности, странности и красоты. Инновационные средства в области акустики и электроники в сочетании с внерациональными подходами в сочинении, основанными на внутренних ощущениях композитора, на интуитивном слышании, позволяют нам согласиться с мнением французских исследователей, таких, как Дамиен Пуссе и Жюли Дюнбар, что творчество Саариахо примыкает к такой новейшей тенденции академической музыки, как постспектрализм.

Что касается связей Саариахо с музыкальными традициями, то здесь в первую очередь надо отметить преемственную связь с французской музыкальной культурой, которая радикальным образом повлияла на становление манеры композитора. Так, корни спектрализма и постспектрализма можно обнаружить в музыке Мориса Равеля и Клода Дебюсси, особо любимой Саариахо. Уместно вспомнить и творчество Оливье Мессиана, поскольку и для него тембр как нематериальная субстанция является атрибутом духовной, религиозной атмосферы. В сравнении с «системой знаков» Мессиана звуковой мир Саариахо можно представить в виде цепи многочисленных разнообразных звуков, запахов, цветов, ощущений, чувствования священной природы.

Одним из важнейших факторов, способствующих становлению персонального стиля Саариахо, является ее финское происхождение. Некоторые исследователи, в частности Антонин Сервьер, автор статьи «Кайя Саариахо и Франция»[2], усматривают в ее музыке связи с музыкой Яна Сибелиуса, часто описывая ее как холодно красивую, представляющую собой сумеречный северный пейзаж. Примерами являются такие сочинения, как «Светящаяся дуга», «Лепестки», «От кристалла», «Северное сияние» и другие. Основополагающий аспект, характеризующий ее северное происхождение, заключается в глубокой любви и обращении композитора к родной природе, природным явлениям. Средства, которые использует Саариахо – статичная гармония, пространственные мелодические фигуры, звукоизобразительность – также отсылают к музыке Сибелиуса. Эти средства Саариахо дополняет и «освежает» различными эффектами, в частности, эффектом пространственности с помощью компьютерной обработки.

В некоторых ранних сочинениях Саариахо обнаруживаются связи с минимализмом. Пьеса «К белому», например, содержит важные «ингредиенты» этого направления: простоту выразительных средств, статическое представление о времени и форме, акцент на микромире звука. Это необычное сочинение Саариахо представляет собой постепенный пятнадцатиминутный переход одного аккорда из трех нот в другой, где гармоническое преобразование на слух практически невозможно уловить[3].

risunok-2

Рисунок 2 — Гармоническая эволюция пьесы «К белому».

Связи и аналогии с европейским модернизмом начала ХХ века проявляются у Саариахо в наличии богатого эмоционального тона высказывания (особенно в ее вокальных произведениях). В таких сочинениях, как «Песни Лейно», «Замок души», «Издалека» композитор максимально использует возможности человеческого голоса, часто меняя спектр пения от тихого, проникновенного шепота до бурной экзальтированной мелодики.

В ряде творческих принципов Саариахо важнейшее место занимает программность. Эта характерная черта романтической традиции, которую заимствует композитор, является неотделимой от ее творчества. Каждое ее сочинение носит название, указывающее на какое-либо природное явление, либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается.

Компьютерный генезис в практике композитора, расширение инструментальных возможностей сказалось на форме сочинений Саариахо. В этом плане ее произведения не могут быть проанализированы лишь с использованием классических критериев. В камерно-инструментальной музыке она практически не использует традиционные жанровые формы (исключениями являются два струнных квартета: «Нимфея» и «Память о земле»); мы можем только обнаружить черты некоторых классико-романтических форм (сонаты, рондо, вариаций), а речь идет скорее о процессе метаморфоза. По словам Саариахо, каждая новая музыка должна жить своей собственной жизнью. И она как композитор имеет потребность и желание придумывать форму для каждого нового сочинения. В одном из интервью Саарихо говорит: «Идея взять существующую форму и сказать: «Хорошо, теперь я напишу сонату или сочиню что-нибудь в известной классической форме» – это идея, которая просто невозможна в отношении моей музыки. Моя музыка не могла бы так существовать, она умерла бы, прежде чем родиться!»[4]. Среди оркестровых сочинений, не принимая во внимание произведения для музыкального театра, у Саариахо также практически нет соотнесенности с традиционными жанрами. Нестандартный подход Саариахо к выбору формы ярко демонстрирует композиция «Ослепительный свет» для камерного оркестра и магнитофонной ленты. Пьеса начинается с кульминации, с оркестрового тутти, а затем звучание постепенно сникает, рассеивается до отдельных звуков и затихает. Эта идея была вдохновлена эффектом ослепления солнечным светом. Единственный классический жанр, к которому композитор обращается время от времени – это концерт. Она наделяет его особой значимостью и трактует всегда в очень индивидуальной манере. Таковы произведения «Театр Грааля» для скрипки с оркестром, «Береговые ориентиры» для виолончели, ансамбля и электроники, «Миражи» для сопрано, виолончели и оркестра, «Заметки о свете» для виолончели с оркестром и другие.

Итак, этот небольшой обзор, посвященный Кайе Саариахо, явился попыткой осветить то, как в творчестве композитора проявляются черты классической музыкальной традиции и как они взаимодействуют с элементами новаторства, преимущественно лежащими в сфере современных компьютерных технологий. Важно то, что, несмотря на все технически сложные моменты в работе, Саариахо удалось выработать и сохранить свою индивидуальную стилистику в сочинении, характеризующуюся завораживающим звучанием, красивыми мелодиями и поэтической атмосферой. Ее музыка интересна, узнаваема и искренна и ей по праву принадлежит лидирующее место в мире современного музыкального искусства.

[1] Международная музыкальная премия, ежегодно присуждаемая Королевской шведской академией музыки с 1989 года в качестве признания исключительных достижений в создании или продвижении музыкальных произведений. В разные годы ее были удостоены Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, София Губайдулина, Дьёрдь Лигети, Стив Райх.

[2] Servière, А. Kaija Saariaho et la France / А. Servière // Tempus perfectum. – 2013. – № 11. – P. 48-49.

[3] Сидорова, Г. А. Творчество Кайи Саариахо 1980-х — 1990-х годов : дис. … канд. иск. наук : 17.00.02 / Сидорова Галина Андреевна. – Москва, 2014. – 186 с.

[4]Mao-takacs,С. L’aile de l’ombre: conversation avec Kaija Saariaho / С. Mao-takacs // Tempus perfectum. – 2013. – № 11. – P. 8.

Добавить комментарий