ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СУВОРОВЦЕВ УГСВУ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 FEATURES OF ADAPTATION OF CADETS UGSMS TO PROFILE TRAINING

The article presents the authors’ own research on adaptation of cadets of 10th grade to profile training class and conclusions that allow a deeper understanding of the specificity of training in specialized classes.

В статье представлены собственные исследования авторов по адаптации суворовцев 10 класса к профильному обучению и выводы, позволяющие глубже понять специфику обучения в профильных классах.

Фролова Ольга Владимировна

Фролова Ольга Владимировна

Фролова Ольга Владимировна, педагог-психолог ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»/ Frolova Olga Vladimirovna, educational psychologist of FPSEI (federal public state educational institution) “Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation”

Магадеева Эльвира Рамизовна

Магадеева Эльвира Рамизовна

Магадеева Эльвира Рамизовна, воспитатель курса ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»,  кандидат технических наук/ Magadeeva Elvira,  a course tutor of FPSEI (federal public state educational institution) “Ulyanovsk Guard Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation”,  Candidate of Engineering Sciences.

На современном этапе развития системы образования идея деления на профильные классы по окончании 9 класса очень популярна, но, как и любое популярное явление, оно имеет не только положительные, но и отрицательные черты. В Ульяновском гвардейском суворовском военном училище деление на профили осуществляется не первый год и, если ранее выделяли 3 профиля: физико-математический, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный, то на данный момент выделено 2 профильных (физико-математический, социально-гуманитарный), 2 непрофильных  класса (универсальных). Критериями распределения суворовцев по классам выступили оценка за профильный предмет в формате Основного Государственного Экзамена  (математика, русский язык) и общая успеваемость.  При соблюдении первых двух параметров, при комплектовании профильных классов также учитывалось желание родителей суворовцев.

Таким образом, были укомплектованы четыре класса: два профильных класса (физико-математический, социально-гуманитарный) и два непрофильных (универсальные), сформировались новые коллективы.

На начало обучения в 10 классе,  6 курс суворовцев состоял из 56 человек по 14 человек в классе, каждое подразделение отличалось друг от друга рядом особенностей (Таблица 1). В качестве параметров оценки выступили:

— предварительный профессиональный выбор и факторы его определяющие;

— наличие сферы профессиональных интересов, связанных с профилем обучения;

— мотивированность на обучение в профильном классе;

— рисунок формально-динамических свойств индивидуальности (по В.М.Русалову);

— группа нервно-психической устойчивости (1- высокая НПУ, 2- хорошая НПУ, 3- удовлетворительная НПУ, 4- неудовлетворительная НПУ)

— успеваемость.

Количественные и качественные  показатели  по выделенным параметрам оценки были получены с помощью следующих методов и методик:

  1. Методика «Профиль», карта Голоштока в модификации Г. Резапкиной;
  2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ);
  3. Анкета «Прогноз — 2»
  4. Анкетирование суворовцев;
  5. Статистический и математический анализ успеваемости.

Таблица 1 – Исследование адаптации к профильному обучению суворовцев 10 класса.

Из таблицы видно, что большинство суворовцев курса определились с предварительным профессиональным выбором, согласно анкетированию 82% воспитанников  выбирают профессию военнослужащего, 7% — гражданские специальности, 11% —  не определились с профессиональным выбором.

В представленной диаграмме отражена тенденция к профессиональному выбору суворовцев 10-х классов.

Диаграмма 1- Предварительный профессиональный выбор суворовцев 6 курса УГСВУ

Диаграмма 1- Предварительный профессиональный выбор суворовцев 6 курса УГСВУ

Основными факторами, повлиявшим на предварительный профессиональный  выбор суворовцев, стали:  престиж военной профессии – 52% , высокая зарплата – 50%, мнение родителей – 45%.   

57% суворовцев физико-математического класса имели выраженный профессиональный интерес к техническим специальностям, в то время, как только у 43% суворовцев социально-гуманитарного класса наблюдался  особый  профессиональный интерес к гуманитарным наукам.

Характерно, что при проведении методики «Профиль» у 25% суворовцев курса «спорт и военное дело» явился единственным  выраженным направлением  профессионального  интереса,  у 45% — как одно из  выраженных профессиональных интересов.    36% суворовцев с данной профессиональной направленностью стали обучаться в профильных классах, а 64% — в универсальных классах. 

79%  суворовцев, распределенных в  физико-математический  класс были реально мотивированы на обучение в профиле, 21% воспитанников  распределились  в класс по мнению родителей без учета собственного желания.  Среди суворовцев социально-гуманитарного класса  64%  воспитанников мотивированы на обучение в профиле, 36% суворовцев изначально хотели бы обучаться в классе физико-математического профиля, но не прошли отбор. 21% суворовцев универсальных классов были настроены обучаться в классе физико-математического профиля, 46% — в классе социально-гуманитарного направления, однако также не выдержали испытания.

По параметру «нервно-психическая устойчивость» во всех классах преобладали суворовцы с  III группой (удовлетворительной).

Согласно структуре темперамента по В.М.Русалову половина суворовцев социально-гуманитарного класса имели гармоничный рисунок формально-динамических свойств индивидуальности, в остальных классах их было одинаковое количество – по 36%. Наиболее высокой выносливостью к повышенным интеллектуальным нагрузкам обладали суворовцы физико-математического профиля – 36%.    

Таким образом, были сформированы классы, отличающиеся  друг от друга в большей степени  по параметру «успеваемость».

В течение учебного года проведена и проанализирована исследовательская работа, направленная на оценку характера адаптации суворовцев в подразделениях с целью успешного ее прохождения всеми обучающимися. С помощью методов  наблюдения, анализа педагогической документации воспитателей и журнала индивидуальных и групповых консультаций психолога удалось отследить:

— фон настроения суворовцев в учебной и во внеучебной деятельности, уровень их работоспособности;

— особенности проблемных ситуаций в подразделениях и вычленить эффективные способы их разрешения;

— уровень успеваемости;

— динамику запросов суворовцев на психологическую помощь в течение года.

В конце первой четверти среди суворовцев курса профильных и непрофильных  классов было проведено психологическое тестирование, направленное на выявление особенностей протекания  адаптации по параметрам:

— адаптация к профильному обучению;

— уровень учебной мотивации с выделением ведущего мотива в обучении;

— мотивация успеха в обучении;

— уровень субъектности суворовцев (изучение  позиции старшеклассника в процессе учебной деятельности,  с точки зрения следующих параметров: степень активности, ответственность, самостоятельность в ходе освоения учебного материала, осознанность собственных действий, направленных на образование себя);

— уровень тревожности;

— эмоционально-психологический климат;

— сплоченность ученического коллектива.

Психологическое тестирование проводилось с помощью следующих методик:

  • шкала социально-психологической адаптированности (СПА) (методика К.Роджерса, Р.Даймонда в адаптации Т.Снегиревой),
  • анкета «Мотивация успеха в профиле обучения» (методика на основе анкеты Ю.Орлова),
  • анкета «Учебная мотивация» (методика Н.Калининой),
  • «Субъектность учащихся в процессе профильного обучения на основе методики М.Лукьяновой, Н.Сосновских,
  • анкета «Прогноз-2»,
  • шкала социально-ситуативной тревоги (методика О.Кондаша),
  • определение эмоционально-психологического климата (методика Г.Карповой),
  • социометрия Дж.Морено [1…5].

В конце учебного года проводилось психологическое тестирование по параметрам:

— нервно-психическая устойчивость,

— сплоченность ученического коллектива.

Исследование проводилось с помощью следующих методик:

  • анкета «Прогноз-2»
  • социометрия Дж.Морено.

По итогам проведенной диагностической работы были получены следующие  результаты:

  1. По параметру «Адаптация к профильному обучению» 79% суворовцев физико-математического класса и 65% суворовцев социально-гуманитарного класса адаптировались к учебным нагрузкам и вновь сформированным коллективам к концу первой четверти.

Следует отметить, что в классе физико-математического профиля в течение первой четверти наблюдался повышенный фон настроения и стабильно высокий темп работоспособности, но результаты успеваемости за первую четверть показали, что многие суворовцы переоценили свои возможности и не смоги вовремя оценить возросшие требования к усвоению учебного материала и его оформлению. Начиная со второй четверти, темп работоспособности был достаточно высоким и стабильным, фон настроения – ровным, положительным без существенных колебаний.

Суворовцы социально-гуманитарного профиля не были подвержены похожей эйфории, которая наблюдалась в физико-математическом классе.  Они были уверенны в себе, преобладал позитивный фон настроения, работоспособность была достаточно высокой в течение всего учебного года.

Самыми нестабильными в плане настроения и работоспособности были суворовцы универсальных классов в силу невысоких знаний и ощущения «ущербности» по причине  обучения в непрофильных классах. Эти суворовцы  требовали особого внимания и участия, как воспитателей, так и психолога. В результате вовремя проведенной педагогическим коллективом коррекционно-развивающей работы  удалось избежать дезадаптационного поведения среди воспитанников.

  1. Высоким уровнем учебной мотивации в профильных классах обладали 36% суворовцев, в непрофильных 29%; средний уровень характерен для 50% суворовцев профильных классов и для 64% — непрофильных; 14% суворовцев профильных  классов  и  7%  непрофильных свойственен низкий уровень учебной мотивации.
Диаграмма 2. Распределение по уровням учебной мотивации среди суворовцев профильных классов

Диаграмма 2. Распределение по уровням учебной мотивации среди суворовцев профильных классов

Диаграмма 3. Распределение по уровням учебной мотивации среди суворовцев непрофильных классов

Диаграмма 3. Распределение по уровням учебной мотивации среди суворовцев непрофильных классов

В структуре мотивов учебной деятельности  познавательный мотив является ведущим в классе физико-математического профиля, в классе социально-гуманитарного направления он является вторым по значимости после мотива профессионально-жизненного самоопределения. В непрофильных классах ведущим является мотив  профессионально-жизненного самоопределения.

  1. Суворовцев с высоким уровнем субъектности в классах профильного обучения (высокая степень активности, ответственности, самостоятельности в ходе освоения учебного материала, осознанности собственных действий, направленных на образование себя) больше 46%,  чем в  универсальных классах — 14%.

В таблице 2 представлены данные уровней субъектности по профильным и универсальным классам.

Таблица  2 — Распределение по уровням субъектности суворовцев курса

 

Уровни субъектности ФМ СГ У1 У2
Высокий 43% 50% 14% 14%
Средний 50% 29% 43% 36%
Низкий 7% 21% 43% 50%

 

  1. Мотивация успеха в обучении в одинаковой мере свойственна как суворовцам профильных и непрофильных классов (по 14%), а вот тенденция развития мотивации на успех больше свойственна суворовцам профильных классов – 57% (у непрофильных – 46%), а склонность к избеганию неудач выявляется чаще встречается у суворовцев непрофильных классов — 29% (профильных – 21%). 
  2. Суворовцев с высокой и очень высокой общей тревожностью на курсе отмечено 18%. Наибольшее число суворовцев с выраженным уровнем общей  тревоги за счет межличностного компонента зафиксировано в классе физико-математического профиля. В универсальном классе общий уровень тревоги был повышен за счет компонентов школьной  и самооценочной тревожности. В классе социально-гуманитарной направленности суворовцы с высоким и очень высоким уровнем тревожности отсутствуют.  
  3. По параметру «нервно-психическая устойчивость» произошли существенные изменения в профильных классах.

Данные отражены в таблице 3.

Таблица 3 — Распределение по группам нервно-психической устойчивости 

 

  1. Во всех взводах благоприятный эмоционально-психологический климат, но в условно числовом варианте наиболее благоприятный он в классах универсального профиля.

Таблица  4 — Коэффициенты эмоционально-психологического климата в подразделениях курса 

профили ФМ СГ У1 У2
коэффициент 0.76 0.79 0.87 0.89

 

  1. Коэффициенты сплоченности в течение учебного года изменялись. Стабильно низкие показатели демонстрировали суворовцы физико-математического профиля (21% в начале учебного года – 29% в конце учебного года). Положительная динамика по параметру наблюдалась в универсальном классе  2 (80% начале учебного года – 89% в конце учебного года). Среди суворовцев  социально-гуманитарного класса  и универсального класса 1 к концу учебного года  отмечено повышение коэффициента  разобщенности и, как следствие, фиксируется уменьшение коэффициента сплоченности, но по сравнению с классом физико-математического профиля в обоих классах он остается достаточно высоким (социально-гуманитарный класс – 69%, универсальный —  61%).   
  2. По параметру «успеваемость» самые высокие показатели в классе физико-математического профиля — 78,6% и социально-гуманитарного профиля – 64,3%. Динамика успеваемости отражена в таблице 5.

Таблица 5 — Изменение коэффициента успеваемости среди суворовцев 10 классов

ПРОФИЛИ Уровень успеваемости
1 полугодие 2 полугодие
Физико-математический (ФМ) 78,6% 78,6%
Социально-гуманитарный (СГ) 57,1% 64,3%
Универсальный 1 (У 1) 28,6% 28,6%
Универсальный 2 (У 2) 14,3% 7,7%

 

  1. Важными, в работе воспитателя профильных  классов были вопросы развития морально-нравственных качеств воспитанников,  субординации и в адекватного оценивания собственных сил и возможностей. 
  2. Основными, в работе воспитателя в непрофильных классах были вопросы порядка и самоорганизации суворовцев, вопрос адекватной оценки своих возможностей в перспективе профессионального выбора, а также  вопросы развития морально-нравственных качеств.
  3. Во всех подразделениях с суворовцами курса педагогическим коллективом проводилась работа, направленная на профессиональное и жизненное самоопределение.
  4. Психологическую помощь в большей степени запрашивали суворовцы непрофильных классов. Консультации психолога были направлены на коррекцию эмоционального фона, работу с самооценкой, взаимоотношений с преподавателями.

Анализ проведенного диагностического исследования позволил сформировать следующие выводы:

  • Процесс адаптации суворовцев к обучению в профильных классах в целом прошел успешно в силу высокого образовательного уровня и высокой мотивации на обучение в профильных классах.
  • Сложнее всего проходили адаптацию суворовцы, немотивированные на обучение в том или ином профиле, и обладающие высоким уровнем выносливости и потребности в коммуникативной сфере (доминирование межличностной сферы  в структуре темперамента по В.М.Русалову),  т.к. в силу высокой конкуренции и нацеленности на индивидуальный результат сплоченность в подразделениях оказалась невысокой.  Индекс сплоченности, особенно в классе физико-математического профиля,  на конец учебного года вырос только на 8% и составил 29%. В классе социально-гуманитарного профиля невысокая учебная нагрузка по сравнению с классом физико-математического профиля показала менее выраженную конкуренцию, но, тем не менее, к концу учебного года по параметру «сплочение ученического коллектива» все же имело отрицательную динамику.
  • Позитивный опыт распределения по классам показал, что суворовцам профильных классов просто интересно учиться («познавательный» мотив в обучении) и,  в большей степени, чем у непрофильных классов формируется  тенденция развития  мотивации на успех в обучении.  У суворовцев с негативным опытом (мотив «профессионально-жизненного самоопределения» у 68% воспитанников) закрепилась  мотивация на избегание неудач в обучении.
  • Суворовцы непрофильных классов с началом обучения испытали эмоции разочарования и ощущения «ущербности», но при помощи педагогического коллектива им удалось быстрее профильных классов адаптироваться к учебным нагрузкам и вновь сформированным коллективам. Позитивными факторами адаптации выступили: «сплоченность учебных коллективов», нацеленность на профессионально-жизненное самоопределение. Суворовцы непрофильных классов более осознанно относились   к выбору элективных курсов, консультаций по учебным предметам, необходимым для дальнейшего обучения в военных вузах. 
  • По параметру «успеваемость» суворовцы профильных классов  продемонстрировали высокие показатели, но более значительная положительная динамика по данному параметру наблюдалась в непрофильных классах, что свидетельствует о том, что суворовцы как профильных, так и непрофильных классов относятся к учебе одинаково серьезно.   

Таким образом, в результате проведенных исследований авторы пришли к выводу о том, что выбор профильного обучения в старших классах в суворовских училищах оправдан с точки зрения преподавателей, т.к. работа с сильными учениками всегда приятна и приносит свои плоды быстро, но с точки зрения воспитателей и психологов такое распределение вызвало большие трудности в работе.   

В социально-педагогическом аспекте суворовцы профильных классов  (особенно физико-математического профиля) с интересом учатся, но у них нет времени поддерживать дружеские отношения в силу высокой конкуренции.  В противовес данному факту учащиеся непрофильных (универсальных) классов   начинают готовится к сдаче ЕГЭ заранее, и успевают поучаствовать в совместных курсовых и классных мероприятиях, что положительно сказывается на сплоченности коллектива.  Возможно, что деление на профильные классы следует осуществлять на этапе поступления в суворовские училища, тогда уже к старшим классам  учебные коллективы уже будут сформированы, и с началом обучения в 10 классе время и силы суворовцев по адаптации к профильному обучению уже не  будут столь значительны.

Таким образом, в результате проведенных исследований у педагогического коллектива, работающего в 10 классе, разделились мнения по формированию профильного обучения. Позиции определились исходя их опыта прошедшего учебного года. Сильные ученики социально-гуманитарного профиля с успехом осваивают и повышенный уровень физики и математики. Особых успехов  у суворовцев в изучении гуманитарного профиля отмечено не было. У суворовцев, обучающихся в универсальных классах четко определен профиль будущей профессии. Эти ребята отличаются реальным взглядом на жизнь, объективнее определяют свои возможности при сдаче ЕГЭ и в связи с этим определяют для себя учебное заведение.

1 позиция: учитывая раннюю профориентационную направленность в суворовском училище, когда подавляющее большинство собирается стать военнослужащими, нет необходимости  делить суворовцев по профильным классам. Отсутствие интенсивной нагрузки позволяет суворовца выбрать необходимое направление (техническое или гуманитарное) и после уроков интенсивно заниматься по предметам, необходимым для постпления.

2 позиция: с учетом желания  воспитанников и их родителей сформировать профильные классы, позволяя оценить степень нагрузки выбранного направления будущей профессии.

Мы надеемся, что наши исследования заинтересуют педагогов. Будем ждать ваши отзывы на наш адрес: rota.52014@yandex.ru

Таблицы и диаграммы

Литература:

  1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ред.-сост.Райгородский Д.Я.- Самара:Издательский дом «Байрах»- 1998.-672с.
  2. Рыбников В.Ю. Экспресс-методика «Прогноз-2» для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ// тез.докл. на 1 всеармейск. совещ.М:Воениздат, 1990.-С.132-135.
  3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Москва-Воронеж, 2000.
  4. Карпова Т.А. Педагогическая диагностика. — Екатеринбург,1995.
  5. Методы психологической диагностики.- М, 1993.

Добавить комментарий