Влюблённые в небо

О сегодняшнем дне Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков рассказывает его начальник полковник Виктор ЛЯХОВ

16-18-07-16

Полковник Виктор Ляхов в 2013 году стал начальником Краснодарского военного авиационного училища лётчиков. Лётчик-снайпер. Заслуженный военный лётчик РФ. Награждён орденом «За военные заслуги», медалями Нестерова и «За отличие в воинской службе».

– Виктор Павлович, ваше училище сегодня можно считать монополистом в подготовке лётных кадров для ВКС?
– Да, наш вуз – единственный в стране, где идёт подготовка лётчиков истребительной, фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации, а также лётчиков Дальней, военно-транспортной авиации. Готовим мы пилотов для морской ракетоносной и противолодочной авиации. Практика последних трёх лет показывает, что такая «монополия» весьма эффективна в деле подготовки пополнения военной авиации.
– И что же представляет собой училище после последних трёх лет реформирования?
– Сегодня это военный вуз Воздушно-космических сил Мин­обороны РФ. В его составе 9 авиационых баз. Наши структуры дислоцирются в трёх военных округах, в шести субъектах РФ, численность их составляет более 15 тысяч человек. Обучение курсантов проходит на пяти факультетах, один из которых готовит иностранных лётчиков. В этом году мы выпускаем в войска всего 13 лейтенантов – сказались кадровые реформы прошлых лет. Первый курс окончили 530 курсантов, которые поступали по конкурсу 4 человека на место. Сегодня в училище преподают 7 докторов наук, 148 кандидатов наук и 27 доцентов.
С 2013 года мы начали обучать курсантов на самолётах «Як-130». Электронная начинка этого учебно-боевого самолёта в сочетании с очень хорошими маневренными возможностями позволяют имитировать особенности поведения в воздухе почти всех типов оте­чественных и зарубежных современных истребителей, фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков. При этом может быть применена многовариантная электронная симуляция воздушных боёв и применения вооружения по наземным целям. Эффективность обучения – на совершенно новом уровне. И его экономичность выросла в разы.


Наш вуз – единственный в стране, где идёт подготовка лётчиков истребительной, фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации, а также лётчиков Дальней, военно-транспортной авиации


– Интересно, а как выглядит, так сказать, курсант Краснодарского ВВАУЛ?
– С первого дня учёбы мы готовим офицера-лётчика с яркой личностным профессионализмом и духовностью. Смею вас уверить, двух одинаковых первокурсников у нас не встретишь, а тем более – выпускников. И всё начинается с отбора кандидатов в курсанты. Престиж профессии военного лётчика растёт. Курсанты хорошо мотивированы и подготовлены физически. Кстати, критерий работы курсантских наставников – командиров, преподавателей, лётно-инструкторского состава предусматривает обязательный личностный подход к обучению и воспитанию будущего лётчика, развитие в нём духовной профессиональной основы.
– Отбор у вас, наверное, строгий?
– Начинаем с тестирования на профпригодность и психофизические данные. Лётчики, конечно, не боги, но они должны обладать особыми качествами: оперативным мышлением, большим объёмом памяти, скоростным переключением внимания, помехоустойчивостью, силой воли, сосредоточенностью. Если у парня нет таких качеств, это не значит, что он хуже, он – другой. Из него может получиться талантливый инженер, хороший менеджер или экономист, но военный пилот – вряд ли. Подготовка лётчика для страны – дорогой процесс. И мы заинтересованы в его профессиональном долголетии. Поэтому столь строги при поступлении врачебно-лётная комиссия, экзамен по физподготовке. Тот же кросс на 3 километра – это своеобразный тест на выносливость, волю, стремление к победе.
– А как ваши «орлята» учатся летать?
– После пяти семестров общеобразовательной и наземной подготовки они поднимаются в небо под руководством инструкторов. К концу третьего курса лучшие курсанты получают право на самостоятельный полёт. В этом году первыми на курсе были Лазарь Бурылов и Дмитрий Бибик. Полёты на боевое применение начинаются на четвёртом курсе. На пятом – обучение с дифференцированным отбором по родам авиации. Летают наши «орлята» на «Л-39», «Як-130», «Ми-29», «Су-27», «Су-25», и «Су-24». Будущие «транспортники» – на «Л-410», «Ан-26», «Ил-76», «дальники» дополнительно осваивают «Ту-22», «М-3», моряки-противолодочники – «Ту-142». Лучшие наши выпускники получают 3-й квалификационный разряд лётчика. С учётом высокой востребованности наших выпускников мы готовим предложения по сокращению сроков обучения с 5 до 4 лет за счёт увеличения рабочей недели с 36 до 42 часов. Думаю, лучшие традиции нашей авиационной школы продолжаются достойно.