ВОЕННО-РАКЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

MILITARY MISSILE EDUCATION: PAST PRESENT FUTURE

  

СИВЕР Сергей Викторович

СИВЕР Сергей Викторович

СИВЕР Сергей Викторович – начальник Военной академии РВСН

имени Петра Великого,

генерал-лейтенант, кандидат военных наук

(г. Балашиха)

SIVER Sergey Viktorovich — Head of the Military

Academy of the Strategic Missile Forces Peter the Great,

Lieutenant-General,  Candidate of Military Sciences

(Balashikha)

 

 

Аннотация: статья посвящена 196-й годовщине создания Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого – ведущего центра военного образования и военной науки.

 Summary: The article dedicated to the 196th anniversary of the establishment of Peter the Great’s military academy ofthe Strategic missile troops – most powerful center of military education and science.

 

Точкой отсчета начала военного профессионального образования в России по праву следует считать 14 января 1701 г. В этот день была создана первая штатная школа – «Школа математических и навигацких наук», призванная давать своим воспитанникам основательную подготовку в области мореходных наук, артиллерии, фортификации, геодезии. С тех пор отечественная военная школа прошла сложный путь развития, становления и совершенствования. Эффективность её деятельности подтверждена в многочисленных войнах и боевых столкновениях, в которых участвовали сухопутные и морские силы России.

Военная доктрина России к началу XIX столетия требовала резкого увеличения огневой мощи оружия и формирования родов войск, которые отвечали бы современным требованиям ведения боевых действий. Без наличия соответствующих специалистов решить указанную задачу было невозможно. Вступивший в должность командующего российской артиллерией, Генерал-Фельдцейхмейстера, молодой великий князь Михаил Павлович правильно оценил состояние и тенденции развития военного дела. Он стал инициатором открытия двух высших военных учебных заведений: училища инженерного корпуса и артиллерийского училища, которым впервые предписывалось иметь офицерские классы для подготовки высококвалифицированных офицеров-специалистов.

Наш ввуз последовательно именовался: Артиллерийское училище, Михайловская артиллерийская академия и училище, Артиллерийская академия РККА, Военно-Техническая академия имени тов. Дзержинского, Артиллерийская академия имени Ф.Э. Дзержинского, Военная артиллерийская инженерная академия, Военная инженерная академия имени Ф.Э. Дзержинского, Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского. Указом Президента России от 25 августа 1997 г. академии присвоено настоящее наименование: Военная академия РВСН имени Петра Великого. Первое отечественное высшее артиллерийское учебное заведение на протяжении всей своей истории было ведущим и в области ракетной техники. Достаточно хотя бы вспомнить первого начальника академии генерал-лейтенанта А.Д. Засядко – создателя первых отечественных боевых ракет.

Начало специальному военно-ракетному образованию было заложено выпускником и сотрудником академии генерал-лейтенантом К.И. Константиновым. Для общего курса  по артиллерии для слушателей академии им был написан и впервые прочитан в 1860 г. курс «О боевых ракетах». Он в целом раскрывал классификацию, общие основы конструкции действия ракет, состав ракетных топлив, внутреннюю и внешнюю баллистика ракет, методы и средства стабилизации ракет в полете, конструкцию боевых частей, пусковых установок.

Бурное развитие научно-исследовательской, литературной и опытно-конструкторской работы по реактивным средствам борьбы в первой трети 20-го века явилось основанием для организации в академии подготовки кадров по этой технике внутри существовавших в тридцатых годах специальностей, близко стоявших по своим учебным задачам к использованию реактивного оружия. К ним относились специальности: баллистики, артиллерийского вооружения и боеприпасов.

В 1932-1936 гг. на указанных выше специальностях академии была организована плановая подготовка слушателей по ракетной технике. В учебные планы факультетов артвооружения и боеприпасов были включены курсы: «Реактивные средства борьбы» и «Внутренняя баллистика и реактивные средства борьбы». В первый год после создания первого в мировой практике Реактивного НИИ (1933 г.) для работы в нем были направлены 27 выпускников академии. Трудно переоценить вклад научно-педагогических школ академии, ее воспитанников в создание лучших во Второй мировой войне артиллерийских реактивных систем залпового огня.

В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. воспитанники академии с честью и достоинством решали сложные задачи артиллерийского обеспечения боевых действий войск на фронтах, ковали победу в тылу. В крупных военачальников выросли Л.А. Говоров и К.С. Москаленко, И.Д. Черняховский и М.И. Неделин, М.Н. Чистяков и Н.Д. Яковлев, Ю.П. Бажанов, Г.Ф. Одинцов и П.Н. Кулешов,  П.Г. Шафранов, В.С. Коробченко, А.Ф. Горохов, В.И. Хохлов и многие другие. В летописи героических свершений – имена 127 Героев Советского Союза. Воспитаннику академии командиру первой батареи реактивной артиллерии («Катюш») капитану И.А.Флерову Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1995г. за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). В годы 363 воспитанника академии пали смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость Родины.

Определившаяся в ходе войны особая значимость ракетной техники потребовала организации самостоятельной подготовки инженеров-ракетчиков. 16 августа 1944 г. в штат академии были внесены дополнения, в соответствии с которыми создается кафедра вооружения ГМЧ (гвардейских минометных частей) с учебной лабораторией и открывается специальность по ракетному вооружению.

Кафедру реактивного вооружения возглавил ведущий специалист того времени в области рабочего процесса ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ), а также баллистики неуправляемых реактивных снарядов, талантливый педагог профессор академии Я.М.Шапиро. Общее руководство разработкой и боевым применением нового ракетного оружия после окончания войны в Наркомате обороны возглавил воспитанник академии Главный маршал артиллерии М.И. Неделин. В связи с этим перед академией был поставлен ряд задач, как перед организацией, способной по своему опыту и квалификации кафедр наиболее быстро наладить подготовку кадров и выполнение научно-исследовательских работ по управляемому ракетному оружию.

Через год после открытия новая специальность артиллерийской академии была развернута 26 сентября 1945 г. в факультет реактивного вооружения, в состав которого вошли уже две кафедры: реактивного вооружения (РВ) и приборов управления реактивными снарядами (ПУРС). Этот факультет и положил начало системному отечественному ракетному образованию. Возглавил факультет выпускник академии опытный боевой военачальник  (в последующем — маршал артиллерии) П.Н. Кулешов.

Но особо следует подчеркнуть сложившиеся в этот период тесные научные связи с ведущими отечественными учёными и конструкторами. Я.Б. Зельдович и Ю.А. Победоносцев, С.П. Королев и В.П. Глушко, Н.А. Пилюгин и М.С. Рязанский, И.И. Гвай и М.К. Янгель помогали академии не только своими трудами, советами и рекомендациями, но и делились своими наработками, а нередко и обращались за научной и методической помощью. Целый ряд крупнейших специалистов-ракетчиков приглашался в академию для участия в учебном процессе.

Совет Министров СССР Постановлением от 10 июля 1946 г. учредил при Министерстве вооруженных сил СССР Академию Артиллерийских Наук. Президентом академии стал выпускник и бывший начальник академии генерал-лейтенант А.А. Благонравов. Действительными членами первоначального состава стали 22 (из 25 академиков) воспитанника и преподавателя академии. Одним из ведущих в ней вскоре стало отделение реактивного вооружения. Академиком-секретарем отделения общим собранием ААН был избран Я.М. Шапиро. Это обстоятельство сыграло исключительную роль в становлении ракетных школ академии.

Регулярные, хотя на первых порах и не массовые, выпуски инженеров, как для ракетных войск, так и для ракетных частей Войск ПВО страны, факультет реактивного вооружения стал осуществлять уже с 1946 г. Всего до развертывания подготовки ракетчиков в масштабе академии факультетом было выпущено 1708 дипломированных военных ракетчиков. В связи с возраставшей потребностью в кадрах ракетчиков при факультете в 1948 г. были организованы курсы (ВАК) переподготовки военных инженеров артиллерийских специальностей по ракетной технике. За рассматриваемый период курсы закончили 1745 специалистов. Так рождался отечественный ракетный офицерский корпус.

Благодаря эффективной методической и научной работе подрастали в академии новые педагогические кадры. В 1950-х гг. преподавательский состав пополнили видные в последующем ученые-ракетчики: Н.П. Бусленко, Л.И. Волков, М.Д. Кислик, А.И. Китов, А.А. Любомудров, Г.Ю. Мазинг, Б.И. Назаров, М.И. Ненашев, Б.М. Романов, А.А. Червоный, А.С. Шаталов и другие.

В 1950 г. факультет реактивного вооружения сделал последний выпуск слушателей в количестве 29 человек по единой специальности. С 1951 г. нормализовались выпуски по нескольким специальностям – от двух и более. В 1951 г. в связи с обособлением ракет по видам топлив и новыми требованиями к подготовке кадров, специальность реактивных снарядов и соответственно кафедра реактивного вооружения разделилась на две специальности: жидкостных PC и пороховых PC. Одновременно из кафедры приборов управления PC выделилась новая кафедра теории полета и аэродинамики PC. Срок обучения в академии к началу 50-х годов был доведен до 5 лет 8 месяцев, что обеспечивало условия для глубокой подготовки специалистов широкого профиля.

Постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1951 г. на артиллерийскую академию была возложена задача массовой ускоренной подготовки военных инженеров-ракетчиков за счет использования спецнаборов студентов старших курсов гражданских индустриальных вузов. Всего были произведены три спецнабора: в 1951 г. – по окончании третьего курса, в 1952 и 1953 гг. с четвертого и пятого курсов вузов.

Задачу массовой подготовки военных инженеров-ракетчиков в 1951–1954 гг. академия в целом и особенно факультет реактивного вооружения решали в очень трудных условиях. Занятия были организованы в две смены с 9 до 23 часов. Преподаватели выполняли воистину титаническую работу. Годовая аудиторная нагрузка у ведущих педагогов нередко достигала 1000 часов. В день приходилось читать до восьми лекций. Учебной литературы было мало, а по многим специальным дисциплинам вообще не существовало. Несмотря на все трудности кафедры с задачей подготовки массовых выпусков инженеров-ракетчиков высокой квалификации справились. Для обеспечения надлежащей помощи факультету реактивного вооружения использование научно-педагогических кадров и лабораторий было жестко централизовано в академическом масштабе. Исключительную роль в организации учебного процесса и научных исследований на этом этапе сыграли начальник академии прославленный артиллерист генерал-полковник (с 1968 г. – маршал артиллерии) Г.Ф. Одинцов и его заместитель по научной и учебной работе генерал-лейтенант Г.М. Третьяков.

В начале 1950-х гг. в академии стала складываться новая научная школа информатики и кибернетики. Пионером её, не только в академии, но и в СССР, был А.И. Китов. На кафедре теории полета стала складываться новое учебное направление, включающее вопросы по стрельбе, теории эффективности и подготовке исходных данных для пуска ракет. С 1954 г. на кафедре стал читаться курс по летным испытаниям ракет, большое внимание стало уделяться использованию счетно-решающей и электронно-вычислительной технике. Все больший удельный вес в ракетной технике стали иметь радиотехнические системы.

Радиотехническую школу возглавил крупный советский учёный Н.Н. Миролюбов. В ноябре 1958 г. на ракетном факультете была создана первая в вооруженных силах кафедра радиоуправления межконтинентальными ракетами. Возглавил кафедру крупный ученый и замечательный методист А.В.Солодов. Последним мероприятием было положено начало систематической подготовке в академии кадров по радиотехническим приборам управления ракет. После проведения всех подготовительных мероприятий и получения опыта подготовки кадров по радиотехническим приборам управления в 1958 г. был создан факультет этого профиля с соответствующими кафедрами и специальностями. Этим был обеспечен охват академией всех инженерных специальностей по дальнобойной управляемой ракетной технике, а также и по зенитной ракетной технике ПВО страны.

В этот же период, в связи с возникшей потребностью в специалистах по электронно-вычислительной технике, на факультете приборов управления артиллерийским огнем была создана соответствующая кафедра  и специальность в интересах обеспечения кадрами ракетных войск и артиллерии. С 1957 г. подготовка выпускников по новой специальности стала систематической.

С 1955 г. учебные дисциплины ракетного профиля стали постепенно внедряться в учебные планы всех факультетов. Профессорско-преподавательский состав всех специальных кафедр артиллерийского профиля осуществлял подготовку по ракетной технике в порядке командирской учебы. В связи с бурным развитием ракетной техники, в 1957 г. перед всем профессорско-преподавательским составом артиллерийского профиля была поставлена задача переквалификации на ракетные специальности, для чего было предложено завершить согласно планам начатые ранее НИР по артиллерийской технике, а новые НИР брать только по ракетной технике. Это был первый практический шаг для перехода всей академии на ракетную технику сначала в научной, а затем и в учебной работе.

Период 1957-1959 гг. явился одним из труднейших в жизни и деятельности академии за всю историю ее существования и потребовал огромного напряжения в работе от всего личного состава. Завершился период полным переходом Военной артиллерийской инженерной академии имени Ф.Э.Дзержинского на подготовку специалистов по ракетному вооружению.

Историческое решение, принятое 17 декабря 1959 г., о создании нового вида Вооруженных Сил – Ракетных войск стратегического назначения предопределило дальнейшее развитие академии. Массовое развертывание группировки РВСН, строительство сложнейших боевых ракетных комплексов с межконтинентальными ракетами, возросшие оперативно-тактические задачи требовало подготовки высокопрофессиональных командиров-инженеров по всем ракетным комплексам и космическим боевым средствам. Советское Правительство доверило это важное дело нашей академии. Войдя в состав РВСН, академия готовила на пяти факультетах: командно-инженерном и четырёх инженерных офицерские кадры по специальностям практически всего спектра должностей ракетно-ядерных и ракетно-космических частей и соединений. Учитывая техническую сложность ракетного вооружения, его постоянное совершенствование и специфику поддержания боевой готовности была очевидна необходимость углубленной инженерной подготовки, расширения фундаментальных и прикладных знаний. С этой задачей академия успешно справилась. Воспитанники академических школ стали основой офицерского корпуса стратегических ядерных сил Отечества.

Значительным шагом в развитии высшего ракетного образования стало формирование в 1967 г. полноценного командного факультета с целью подготовки руководящих кадров с высшим военным образованием для полкового, дивизионного и армейского звеньев управления. За время существования высшего военного образования академия пополнила ряды Ракетных войск стратегического назначения тысячами выпускников. Среди них министр обороны РФ Маршал Российской Федерации И.Д. Сергеев, председатель Технического комитета при Президенте РФ генерал армии Ю.А. Яшин, главнокомандующий РВСН генерал армии В.Н. Яковлев, командующие РВСН генерал-полковники Н.Е. Соловцов, С.В. Каракаев,  генерал-лейтенант А.А. Швайченко. Десятки генералов – заместителей командующего рода войск, командующих армиями и их заместителей, сотни командиров ракетных дивизий. Выпускники академии нашли свое место в ведущих структурах военного руководства и стратегических сил: генерал-полковники В.А. Поповкин и О.Н. Остапенко стали заместителями министра обороны; генерал-полковники А.Г. Карась, А.А. Максимов, В.Л. Иванов, А.Н. Перминов – встали во главе Космических войск. Все они сыграли видную роль в развитии ракетно-космической техники.

Большой вклад ученые академии внесли в создание оперативного искусства и тактики ракетных войск, организацию и обеспечение боевой подготовки войск. Фундаментальные работы способствовали обоснованию закономерностей, принципов, характера и содержания боевого применения ракетно-ядерного вооружения, формированию учебных дисциплин командного профиля.

Период 2010–2014 годов стал для академии, как и для всех Вооруженных Сил Российской Федерации, периодом тяжелых потрясений. В 2010–2012 годы они были обусловлены приведением Вооруженных Сил к «новому облику», а затем — исправлением допущенных перекосов в условиях заметно ухудшившегося военно-политического и экономического положения России.

Сокращение общей численности офицерского состава Вооруженных Сил и замена двухлетнего обучения офицеров по программам высшего военного образования их кратковременной переподготовкой в системе дополнительного профессионального образования повлекли за собой временные прекращения набора курсантов и адъюнктов, сокращение штатной численности академии, количества факультетов и кафедр, а также их перекомпоновку, реорганизацию и ликвидацию подразделений обеспечения образовательной и научной деятельности. Ситуацию усугубили снижение штатно-должностных категорий профессорско-преподавательского и, в особенности, научного состава, ликвидация филиала академии в Ростове-на-Дону и целый ряд других сомнительных новаций.

После назначения в ноябре 2012 года Министром обороны Российской Федерации генерала армии С. К. Шойгу часть из этих решений была отменена либо существенно поправлена. В то же время начинается поиск новых путей развития учебного заведения. Академии требовалось обновление и расширение учебно-материальной базы, создание условий для возобновления и наращивания потенциала. Был разработан и принят комплексный план развития, предусматривающий передислокацию академии в г. Балашиха на фонды Военно-технического университета, прекращавшего свое существование. 2015/2016 учебный год академия начала, завершив передислокацию на новые учебно-материальные фонды. Во второй половине 2016 года было принято и в настоящее время реализуется историческое решение о возрождении традиционной структуры академии в составе командного и трех инженерных факультетов.

Каковы же современные проблемы ракетного вуза? Куда должен быть направлен вектор его развития? Вопросы не праздные. Академия, являясь единственным военным образовательным учреждением Ракетных войск стратегического назначения, выполняет образовательную миссию не только в системе образования Ракетных войск стратегического назначения, как отдельного рода войск ВС РФ, но и играет определенную роль в системе военного образования  Российской Федерации. Основное внимание в образовательной политике академия уделяет программно-целевому элементу системы военного образования, к которому относятся разрабатываемые коллективом педагогических работников академии  основные образовательные и дополнительные профессиональные программы различных вида, уровня и (или) направленности на основе федеральных  государственных образовательных стандартов специалитета и магистерских направлений подготовки, а также квалификационных требований заказчиков специалистов по видам и родам войск. Именно здесь закладывается содержание и качество военного образования.

Особое внимание при разработке основных образовательных программ подготовки специалистов с полной военно-специальной подготовкой и специалистов среднего звена  направлено на изыскание резервов времени для формирования  военной составляющей в образовании курсанта за счет внеаудиторных элементов распорядка.

Действительно, дополнительное принципиальное отличительное качество военного образования или приращение профессионального военного образования состоит  в формировании компетенций руководителя воинским подразделением в мирное время, чего нет ни в одном гражданском отраслевом образовании и что, безусловно, требует дополнительных временных затрат. И второе принципиальное отличие военного образования состоит в особом статусе военной отрасли, которая отвечает за сохранность государственности, тогда как любая гражданская отрасль экономики несет ответственность лишь за рейтинг или авторитет страны в этой отрасли. Отсюда и особые требования к морально-волевым качествам военнослужащих.

Смысл  функционирования системы военного образования заключается в подготовке требуемого числа востребованных специалистов и руководителей  на всех уровнях и всех органов управления, способных к взаимодействию с целью поддержания характеристик войск и оружия на уровне, позволяющем обеспечить безопасность страны, государственных органов и каждого гражданина страны  в отношении военных угроз.

Такое взаимодействие может быть достигнуто, если руководители контуров управления образованием, научными исследованиями и контроля качества поступающего на вооружение ВС РФ нового ВВСТ получили бы соответствующее управленческое образование с должным  научно-методическим  обоснованием  этого взаимодействия в интересах общей цели.

Анализ существующих и утвержденных ФГОС, КТ заказчиков и образовательных программ военного управленческого образования свидетельствует о том, что для подготовки  достаточно большого числа должностей в организациях и учреждениях МО РФ отсутствуют образовательные программы.

Еще один факт актуализации научно-методического обоснования должностных инструкций для персонала образовательных учреждений и других организаций МО РФ, замеченный исследователями академии,  состоит в том, что разработанный в свое время уникальный способ связи образования с воинскими должностями в войсках через военно-учетные специальности (ВУС) требует серьезной доработки в части воинских должностей в военных образовательных  организациях и других  учреждениях МО РФ. Связующая роль ВУС с образовательной  специальностью  для контура управления войсками и оружием в свое время  была намного эффективнее, чем  роль единого квалификационного справочника в гражданских отраслях экономики, где производственные должности связывались лишь с уровнем и профилем образования. Для эффективного взаимодействия, персонал органов военного управления должен своевременно осваивать  все инновации (процессные и продуктовые), которые имеют место в войсках.

Академия видит решение выявленных проблем, наряду с повышением качества образования,  в реализации следующих направлений деятельности:

доработка основных образовательных программ среднего профессионального образования, полной военно-специальной подготовки и высшей военной оперативно-тактической подготовки в плане  совершенствования механизма формирования военной составляющей, связанной с управлением  подразделениями в мирное время с максимальной опорой на внеаудиторные элементы распорядка дня, а в программах оперативно-тактической подготовки усилия направить на совершенствование методов и способов управления частями и соединения в мирное и военное время;

разработка паспортов ВУС, как альтернативы военных профессиональных стандартов, в которых необходимо давать характеристику трудовых функций должностных лиц на своих рабочих местах, с последующим уточнением  профессиональных компетенций и квалификационных требований, предъявляемых к специалистам;

разработка  программ профессиональной  переподготовки для  замещения должностей в  образовательных организациях и других учреждениях МО РФ, тем более что Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» дает для этого уникальные оперативные возможности по разработке этих программ и полномочия по их утверждению. При открытии заказов на профессиональную переподготовку  академия получит дополнительный импульс для своего развития, так как существенно расширит спектр реализуемых образовательных программ.

Подводя итог, можно утверждать, что подходя к двухвековому юбилею, Военная академия РВСН имени Петра Великого продолжает готовить высокопрофессиональные кадры, вести научно-исследовательскую работу в интересах как Ракетных войск стратегического назначения, так и системы обеспечения военной безопасности Отечества в целом. И нет сомнений в том, что командование, профессорско-преподавательский состав, ученые советы, подобно своим выдающимся предшественникам, продолжат успешно решать эти задачи, сохраняя и преумножая лучшие традиции прошлого, осваивая все инновации, которые принесут пользу военному образованию.